- ГЮГО (Hugo), Виктор Мари
- (1802-1885)Французский писатель и поэт был в своем творчестве романтиком. Из романтических побуждений он обратился к средневековому прошлому в своем романе «Собор Парижской богоматери» (1831). Но талант писателя помог ему выйти за пределы внешней романтической экзотики и подняться на уровень истинно христианского понимания проблем добра и зла, любви и смерти. Неожиданным следствием, порожденным романом, стало пробуждение интереса к готической культуре. На его волне возникло движение за реставрацию успевшего к тому времени придти в упадок собора Нотр-Дам.В последующие годы религиозные мотивы уже не исчезали из произведений Гюго. Особенно они усилились после гибели старшей дочери писателя. Об этом свидетельствуют поэтические сборники «Песни сумерек» (1834), «Внутренние голоса» (1837), «Лучи и тени» (1840). Гюго сочиняет небольшие поэмы на библейские темы и сюжеты из жизнеописаний христианских святых (сб. «Легенда веков», 1859). В предисловии к роману «Отверженные» (1862) Гюго сформулировал свое кредо писателя-хри- стианина, в котором утверждал безусловную обязательность непосредственно-эмоционального, молитвенного общения души с живым Богом. Эти же умонастроения присутствуют в его поэмах «Папа» (1878) и «Конец Сатаны» (изд. 1886).Последним сочинением Гюго стала философско-религиозная поэма «Бог» (изд. 1891). В ее семи частях идет речь о разных этапах духовной истории человечества и о драматических заблуждениях, в плену которых оказывались люди. Поэтические размышления о природе этих заблуждений, имевших разные формы, от древнего язычества до современного атеизма, проходят через всю поэму. Итоги этой богословской поэмы подводятся в 6 и 7 частях, где говорится о милосердном Боге, дарующем человеку через Сына Своего Иисуса Христа и Его искупительную жертву возможность спасения.
Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. В. А. Бачинин. 2005.